wpid-9Vk7HYhz.jpg

Популярные мифы о легендарном агитпоезде «Комсомолки»

Популярные мифы о легендарном агитпоезде «Комсомолки»

К 40-летнему юбилею БАМа «Комсомолка» вспоминает, как создавался и чем был знаменит тот самый «красный эшелон»

Легендарный агитпоезд «Комсомолки» не раз становился вдохновением для художников.

Историю строительства Байкало-Амурской магистрали невозможно себе представить без знаменитой «красной птицы» – яркого как цветущее маковое поле, расписного спецпоезда «Комсомольской правды». За время всесоюзной стройки «красный эшелон» привез в Тайгу сотни артистов эстрады, лекторов, спортсменов и галеристов.

В свой первый рейс агитпоезд ЦК ВЛКСМ вышел 24 сентября 1975 года. Если откинуть сейчас всю идеологию того времени, то можно увидеть: помимо политинформации, бесспорно звучащей от лекторов и парторгов под стук колес, «красный эшелон» еще и был местом отдыха и культурного просвещения для многих бамовцев.

Именно агитпоезд «Комсомолки» раз за разом спецрейсами привозил в глухую и далекую Тайгу выдающихся писателей, композиторов, знаменитых артистов эстрады, поэтов, ученых, военных, журналистов и лекторов. Руководство страны и главная газета Союза делали все, чтобы добровольцы-строители видели, помнили и знали: раз в такую глушь в трескучие морозы в палаточные городки среди дремучих сопок приезжают столь именитые гости, значит, дело рабочих – правое и нужное.

Стоит ли говорить, что прибытия поезда на любую станцию, ждали как праздник: словно день рождения, свадьбу и новоселье в одном флаконе. При этом большую часть концертов, лекций и выступлений члены агитбригад проводили вне стоянок поезда – до некоторых отдаленных поселков и палаточных городков добирались на перекладных: автобусами, вертолетами, пешим ходом по колдобинам и бездорожью.
Сосновая Роща Крым

Пожелтевшие подшивки газет того времени хранят дух эпохи. Передовицы за лето-осень-зиму 1975 года наполнены специальными рубриками в честь строительства БАМа. Нередко главными темами этих рубрик становился агитпоезд и то, что происходило с ним и его обитателями за время долгого пути из Москвы.

К сожалению, качество репринтов не позволяет досконально разглядеть те очерки, статьи и заметки, что были посвящены «красному эшелону». Поэтому для удобства читателей наиболее интересные выдержки из публикаций приведены в текстовом виде.

Сейчас по прошествии времени истории об агитпоезде обросли массой домыслов и слухов. Что-то окончательно превратилось в байки, а какие-то моменты до сих пор вызывают споры даже у очевидцев тех событий. «Комсомолка» попробует развенчать наиболее популярные мифы.

Миф первый: бамовцы были против агитпоезда «КП»

Верхушка ГлавБАМстроя, действительно, одно время заявляла, что «красный эшелон» — пустая трата времени и человеческих ресурсов. Мол, рабочие руки нужны на стройках мостов, тоннелей, переходов, дорог и сейчас не тот повод, чтобы ворочать языками в теплых и комфортных поездных условиях. Однако руководство страны и редакцию газеты завалили письмами от самих бамовцев – чуть ли не в каждом сообщении просьбы хоть как-то скрасить невыносимо тяжелые будни строителей. Первое время люди работали по 16-18 часов в жестких условиях: палаточные городки в тайге, где летом – жуткая мошка и комары, суровые заморозки с ранней осени, скудная еда, отсутствие книг, клубов, кинотеатров. Естественно, что на одном только энтузиазме долго стройка не продержалась бы. Для поднятия боевого духа «бойцов» решено было организовать для них своеобразный клуб на колесах и привезти в Тайгу во что бы то ни стало книги, фильмы, писателей, поэтов, музыкантов.

10 августа 1975 года под фирменной рубрикой «БАМ» на передовице «Комсомольской правды» появилась заметка, анонсирующая запуск специального агитпоезда «КП».

«Агитпоезд «Комсомольская правда» готовится к спецрейсу на Байкало-Амурскую магистраль. Агитпоезд семидесятых отправляется по решению XVII съезда ВЛКСМ по главному маршруту девятой пятилетки – в район строительства Байкало-Амурской магистрали. Если бы все агитпоезда, выездные редакции «Комсомольской правды», нумеровались бы по порядку, то нынешний был бы «№119». Вслед молодым добровольца на освоение Сибири и Дальнего Востока, на штурм стахановских рекордов, на линию фронта всегда шли красные «теплушки» агитпоездов, летели агитсамолеты.

… Нынешний агитпоезд ждут 20 тысяч молодых строителей БАМа. Им предстоит проложить линию длиной в 3150 километров, и по каждому из этих километров не раз прогрохочет состав из пяти вагонов с надписью «Комсомольская правда». Там, где не пройти поезду, высадятся таежные агитдесанты: на вертолетах, машинах, вездеходах. Предполагается, бамовский маршрут начнется так: Транссибирская магистраль, разъезд Бам, откуда агитпоезд свернет на недавно проложенную линию и прибудет в Тынду. А из этого поселка, окрещенного столицей БАМа, отправятся десанты на Беркакит, Кувыкту, Могот…

… В пяти вагонах разместятся клуб, библиотека, кабинет комсомольского активиста, фотовыставка. В своих письмах в редакцию газеты молодые строители БАМа часто предъявляют претензии: не балуют их хорошими концертами по-настоящему талантливые артисты эстрады. Теперь это поправимо. В рейс с агитпоездом собирается выехать вокально-инструментальный ансамбль «Гармония», фольклорный ансамбль «Лада». Каждые двадцать дней на «борт» поезда будут прибывать лучшие молодежные агитколлективы страны. Агитпоезд захватит из столицы выставку картин Третьяковской галереи, экспонаты музея В. Маяковского. Все, чем богато издательство «Молодая гвардия», появится в фирменном книжном киоске» — писала «Комсомолка» в августе 1975 года.

В «Комсомолке» выходили спецвыпуски, посвященные рабочим будням агитпоезда.Фото: Иван ПРОХОРОВtrue_kpru

Миф второй: В агитпоезде из Третьяковской галереи вывозили экспонаты на БАМ и перепродавали коллекционерам

Эта байка появилась в народе гораздо позже – когда фанфары по поводу окончания строительства Байкало-Амурской магистрали уже давно отгремели. Тем не менее, она стала настолько популярной среди молодежи, не успевшей «понюхать пороха» на легендарной всесоюзной стройке, что бывалым строителям и искусствоведам всерьез пришлось оправдываться: в далекую Тайгу привозили не оригиналы, а репродукции известных всему миру картин.

На самом деле, благодаря агитпоезду «Комсомолки», строители магистрали смогли познакомиться с лучшими образцами живописи и скульптуры прямо после окончания трудовой вахты. С лекциями по искусству и передвижными выставками в Тайгу приезжали сотрудники не только Третьяковской галереи, но и Эрмитажа, Русского государственного музея.

Технологи Московского вагоноремонтного завода имени Войтовича, которые проектировали состав, придумали специальные механизмы крепления картин в вагоне. Учитывалось все – даже капризность к климатическим условиям. На стоянках «малая Третьяковка», как прозвали галерею сами строители, работала почти круглосуточно. Люди шли даже ночами после тяжелых смен, зная, что утром вновь идти на работу.

«Комсомолка» в 1975 году даже писала о том, что однажды поздним вечером на стоянку поезда пришла женщина с сыном-семиклассником: они пешком преодолели расстояние в двенадцать километров, чтобы только ребенок смог увидеть картины знаменитых художников.

Миф третий: В «Красный эшелон» принимали «по блату»

На самом деле, попасть в состав работников поезда – мечтали многие. Заявки в комитеты комсомола рассылались по всем союзным республикам. Конкурс был огромным. Отбор – жестким. Белоручек и лентяев, мечтающих обрести народную славу, но не понимающих до конца, что их ждет – на пушечный выстрел не подпускали к легендарному составу. Зато и слава членов «красной птицы» ждала поистине всесоюзная!

Комсомолка в 1975 году приводит на своих страницах выдержки из дорожного блокнота первого руководителя агитпоезда «Комсомольская правда» Евгения Соловецкого:

«Веселый, весь в солнечных бликах осенний день. Агитпоезд «Комсомольская правда» прибыл на станцию Сковородино, это в 7300 километрах от Москвы. Отсюда начинается наш маршрут по Байкало-Амурской магистрали. Привокзальная площадь запружена народом. Музыка, транспаранты, цветы, улыбки. Участников агитбригады обступили люди. Мы еле успевали отвечать на вопросы, подписывать открытки. Прямо на перроне состоялся митинг и концерт. Настроение у экипажа отличное.

…2 октября. Сегодня первая встреча с настоящим БАМом. И маленький поселок тоже называется Бам. Обыкновенная деревушка, но оттого, что здесь все кажется сдвинутым с места – котлованы, краны, кирпич, строительные леса, сразу чувствуется: горячая точка – здесь. Отсюда дорога идет на Тынду, а потом на Беркакит.

… Центральный БАМ встретил нас рабочими буднями. Агитпоезд, оказывается, — первый пассажирский состав, который пришел в Тынду по участку Бам – Тында.

…7 октября первый десант агитпоезда отправился (пока на автобусе) по трассе Малого БАМа на север. За неделю проехали поселки Могот, Лапри, Нагорная, Золотинка».

На кадрах из документальной хроники, посвященной БАМу, можно разглядеть, какой была легендарная «красная птица».

Кстати

Как был оборудован спецпоезд

В архиве «Комсомолки» сохранились уникальные записи от 18 сентября 1975 года, подробно рассказывающие, как выглядел и чем был оснащен легендарный «красный эшелон» КП.

«Агитпоезд автономен в работе. Мощный дизель вмонтирован в головной вагон и, словно сердце, будет питать поезд энергией, светом и теплом. Рабочих отсеков в поезде – два. Клуб и читальный зал. Как и полагается, клуб с кинозалом. Перед экраном небольшое возвышение – сцена.

Все, что делалось в этот день в агитпоезде, было впервые. И сам агитпоезд на БАМ – тоже первый. В читальном зале надо разместить самый дорогой груз – книги, экспонаты выставок, записи популярных песен, кинофильмы, копии знаменитых картин из Третьяковской галереи. Строители БАМа по вечерам смогут посмотреть телевизионную программу «Орбита», послушать магнитофонные записи, почитать свежие газеты, журналы. В планах у библиотекаря Зои Пановой встречи бамовцев с известными писателями, композиторами, артистами. Дискуссии на рабочие и комсомольские темы, обсуждения книг, фильмов… В жилых отсеках максимально учтены насущные нужды обитателей поезда».

Подробнее о создании и оформлении агитпоезда Комсомолке рассказывал руководитель группы художников ассистента кафедры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское) Акрам Гасан-заде.

— Внешне каждый вагон агитпоезда символизирует частицу истории комсомола, выкованную на ударных стройках пятилеток страны: Боярка, Магнитка, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре…, КамАЗ, БАМ! Проект агитпоезда мы обсуждали не один раз. Предстояло учесть, чтобы экипажу было удобно в нем жить и работать, и, во-вторых, не менее важно, чтобы агитпоезд привозил с собой веселое настроение, располагал к домашнему уюту. Интерьер мы выбирали мягких тонов – это современно и прибавляет комфорта. В двухместном купе нам удалось «расставить» платяной и бельевой шкафы, полочки для книг, столик, кресло…

«БАМ научил работать с людьми, отстаивать правоту, следовать принципам»
Валерий Шмидт, главный инженер строительства первого и пока единственного железнодорожного моста через реку Лену вспоминает о своей работе на магистрали [фото]
«БАМ – это не ананасы и черная икра на прилавках, а школа мужества»
Андрей Козейчук, один из победителей нашего фотоконкурса «БАМ в истории моей семьи», рассказывает о великой стройке, где трудится до сих пор
«Карьеристы на БАМе долго не выдерживали!»
Один из руководителей агитпоезда «Комсомольская правда» Вера Лукошина — о том, как жили, влюблялись и взрослели на легендарном «красном эшелоне» [фотогалерея]
Бамовские свадьбы: как женились романтики тайги
Самые яркие, трогательные и интересные истории из жизни тех, чья молодость прошла на строительстве магистрали [фотогалерея]
«Доктор сказал: «Меняй климат», и я поехал в Сибирь»
Герой Соцтруда Иван Варшавский поделился с «КП» воспоминаниями о «золотой» стыковке и о том, как создал и воспитал на БАМе «дикую» бригаду [видео]
В Москве открылась выставка, посвященная 40-летию БАМа
На стендах на Тверском бульваре представлены уникальные архивные фотографии 1970 — 1980 гг. [фотогалерея]
Определены победители и лауреаты фотоконкурса «Бам в истории моей семьи»
Им будут вручены цифровые фотокамеры и памятные подарки от «Комсомолки» и «Российских железных дорог» [фото, видео]
Владимир Якунин: Сейчас ни у кого язык не повернется назвать БАМ дорогой в никуда!
В Тынду со всей России съехались участники стройки века, чтобы отметить ее 40-летие [фото, видео]
БАМ-40 лет: «Нужны были строители, а приехали кондитеры. Взяли и их…»
Своими воспоминаниями поделились люди, так или иначе причастные к строительству Байкало-Амурской магистрали [фото, видео]
Благовещенцы о БАМе: Знаем, что там хорошие люди живут, и всю жизнь трудятся!
Завтра, 8 июля, исполняется 40 лет со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали. В преддверии этой даты «Комсомолка» решила выяснить у благовещенцев, знают ли они, какое важное событие отмечается завтра [видеоопрос]
На развитие БАМа и Транссиба до конца года направят более 60 млрд рублей
Правительство обещает решить не только транспортные вопросы, но и переселить людей из ветхого жилья, обновить инфраструктуру, создать новые производства
БАМ отчеканили в золоте и серебре
Банк России выпустил памятные монеты достоинством 25 и 50 рублей, посвященные 40-летию начала строительства магистрали [фото]
Благовещенец до сих пор хранит билет с первого пассажирского поезда по БАМу
Здорово, когда становишься участником какого-либо исторического события. А еще лучше, если с этого события остается что-нибудь на память
Строитель БАМа Степан Федоренко: «Жалею, что не дожил в Тынде до окончания стройки…»
Накануне юбилея магистрали отставной офицер написал письмо главе Тындинской администрации [видео]
«О том, что стал Героем Соцтруда — узнал из новостей»
Прославленный бригадир Александр Бондарь рассказал «КП», почему «золотую» стыковку на БАМе провели дважды [видео+аудио, репринт газеты 1984 года]
Константин Родюков: «С моими ребятами мне были по плечу самые невыполнимые задачи»
«Трасса Мужества» — это название БАМу дали не зря: работа проходила в суровых климатических условиях Сибири и Дальнего Востока
Герой-фронтовик попросил Брежнева продать ему списанный «Газик»
Неизвестные подробности визита легендарного генсека на БАМ [репринт газеты 1978 года]
«Только грунта на БАМе отсыпали столько, что можно опоясать земной шар!»
Бывший начальник ГлавБАМстроя, Герой Социалистического труда Ефим Басин рассказал «Комсомолке» о колоссальной работе, проделанной строителями магистрали
«Полет в космосе — не вершина мужества. Не меньшее мужество проявляли первостроители БАМа»
Летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Валентин Лебедев рассказал «Комсомолке», как работал на строительстве магистрали
Фотолетопись БАМа Виктора Войналовича
Он ехал на стройку простым лесорубом, а вошел в историю талантливым фотохудожником, оставив в наследство сотни уникальных снимков [фотогалереи]
«Готов хоть сейчас надеть комсомольский значок и вернуться на БАМ»
Юрий Вербицкий, один из комсомольских вожаков стройки вспоминает о том, что толкало людей ехать на БАМ

УЧРЕДИТЕЛЬ И РЕДАКЦИЯ: АО ИД «Комсомольская правда».

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ САЙТА: 12+

127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав: kp@kp.ru

Вы нашли ошибку
Какой то текст который мы выделяем и смотрим его тут

Вы выделили слишком много.

Максимальное количество — 60 символов.

Попробуйте снова.

Спасибо!

Сообщение отправлено.

Мы скоро все исправим.

Отправить