wpid-34iuvOFk.jpg

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе по программе Школа России

Содержание урока направлено на
развитие речи и совершенствование навыка
выразительного чтения, развитие чувственного
восприятия окружающего мира.

Форма проведения урока
(урок-телепередача) увлекает детей, заставляет
думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает
любовь к чтению дополнительной литературы.


Этапы урока

Содержание

Орг. Мом.

— Садитесь. Урок чтения.

— Отгадайте загадку:

Живет в нем вся вселенная,
А вещь обыкновенная:
В нем ты увидишь море и тайгу,
Жирафов, близко солнце и луну.
Вот Скрудж Макдаг нас всех заворожил.
Рекламой Якубович рассмешил.

— Ребята, а кто из вас любит смотреть
передачи по телевизору?

— Давайте сегодня попробуем провести
урок “В гостях у телепередач”. Но одно условие:
зрителями будут наши гости, а мы будем
режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть
главной ведущей. Итак, начинаем.

Проверка д/з “В гостях у
сказки”

— Прочитайте название любимой
передачи для детей.

— Кто автор сказки
“Лягушка-путешественница”?

— Вспомним содержание сказки.

1 серию “Жила-была лягушка-квакушка”
рассказывает …

— 2 серию кратко передает … “Встреча с
утками”

— Напомнит содержание следующей части
“Лягушка летит” …

— Закончит сказку …

“На новом месте”.

— Прочитайте выразительно отрывок из
сказки о встрече лягушки с утками.

— О чем мечтала лягушка?

— Чем тебе лягушка симпатична?

— Почему же не состоялось путешествие
лягушки?

(Хвастовство вредно даже лягушкам).

— Почему?

(Присказка задушевная, с колыбельной
интонацией. Стиль присказки близок к народному.
Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме
приносит сон и покой детям, сибирский кот Васька
появился у Аленушки.)

Работа над выразительным
чением

— Представьте, что вы — старший
брат, сестра, мама или бабушка Аленушки, и
прочитайте присказку, передав интонацией голоса
нежность и любовь к малютке.

— Почему Аленушку писатель окружил
только животными?

— Одна из лучших сказок, включенных в
сборник, это “Сказка про храброго Зайца-Длинные
уши, Косые глаза, Короткий хвост”.

“В мире животных”

— Провести передачу “В мире
животных” мне помогут …

(мелодия из программы)

Зайцы обитают почти на всех
континентах. Зайцы очень плодовиты: бывает по 3-4
выводка в год, в каждом до 8 детенышей.

На свет зайцы появляются зрячими,
крупными и в шерсти.

Молоко зайчихи-матери в 6 раз жирнее,
чем молоко коровы.

Пауза между кормлениями длится 3-4 дня.
На это время мать зайчат оставляет.

Если чужая кормящая мать-зайчиха
найдет в траве зайчонка, то обязательно его
накормит, не пробежит мимо.

Через месяц зайчата уже кормятся
молодой травкой. Затаивание — лучшая оборона для
зайца.

Отыскать зайца нелегко: потовых желез
на теле у Зайца нет, они на подошвах лап, и если
затаившийся зайчонок их под себя подобрал, то
враг его и не унюхает.

Зайцы живут до 8-13 лет.

Длинные задние ноги позволяют
срываться зайцу с места и мчаться 3-5 метровыми
прыжками.

Если зайцу грозит опасность, то он
скачет со скоростью 65 км/час.

Сон зайца беспокойный: раз по 20 на день
он засыпает ненадолго и столько же просыпается,
оглядывается и прислушивается.

Волк — родоначальник домашних собак.
Волки больше всего похожи на немецких овчарок.

Главное отличие — хвост. Волк никогда
не закручивает его колечком, а держит опущенным
вниз. Волки любят большие леса с открытым
пространством. Не случайно говорят, что волка
ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится
пробежать 50-120 км., т. к. рядом с логовом волки не
охотятся. Мясо детям приносят в желудках и,
отрыгивая его, кормят малышей.) На заре
устраивают хоровое пение — воют.

Браки у волков заключаются на всю
жизнь. Дикой природе волки необходимы.

Главным образом волки уничтожают
больных и слабых животных, выполняя роль
санитаров.

— Прочитайте название следующей
телепередачи.

Знакомство с творчеством
писателя

“Мой серебряный шар”

— д. Н. Мамин — Сибиряк родился
в 1852 году в

заводском поселке близ Нижнего Тагила.
Здесь он и прожил до 14 лет.

Отец у Д. Н. Был священником при заводе.
По вечерам в скромном поповском домике
происходили чтения вслух, — это был отдых после
дневных трудов. В 14 лет Мамина отправляют учиться
в духовное училище, а затем в Пермскую духовную
семинарию, где он впервые начинает писать
небольшие рассказы.

После окончания он едет в Петербург и
поступает в Медико- хирургическую академию.

Родители не могли оказать
материальную помощь Мамину, он вынужден
подрабатывать: он пишет в журналах и газетах. Но
не хватает денег, чтобы заплатить за последний
год занятий: умирает отец, и забота о семье
ложится на плечи М.-С., который к тому же очень
тяжело заболел. Поэтому ему так и не удалось
закончить университет.

Его перу принадлежат такие
произведения, как “Приваловские миллионы”,
“Горное гнездо”. Мамин считал, что дети — самая
строгая публика, и в последние годы жизни писал
только для детей. Самую широкую известность
получили “Аленушкины сказки”, переведенные на
многие языки мира.

Мамин — Сибиряк признался: “Это моя
любимая книжка — ее писала сама любовь, и потому
она переживет все остальное”.

Эти сказки писатель сочинял для своей
любимой дочери Аленушки. Его жена умерла вскоре
после рождения дочки. Мамин воспитывал и растил
ее один. Аленушка часто болела. И, оберегая
маленькую больную слушательницу, М.-С. исключает
из описания жизни людей все, что могло бы ее
огорчить и расстроить. “Аленушкины сказки”
очень светлые, безоблачные, жизнерадостные.

С животными происходят необычные и
удивительные истории.

— Сейчас в передаче “Голоса России” вы
услышите присказку к “Аленушкиным сказкам” и
попытаетесь ответить на вопрос:

Какой из жанров устного народного
творчества напоминает присказка Мамина —
Сибиряка?
(Зажигается свеча. Звучит спокойная
мелодия

Чтение сказки

— Теперь вы много знаете о
жизни животных, пора прочитать нам сказку.

— После прочтения вы должны ответить на
вопрос: “Почему заяц из трусливого и
боязливого превратился в смелого и храброго?”

Читают и отвечают на вопрос.

(Надоело бояться, надоело прятаться,
главное поверить в себя!).

Словарная работа

“Ново-TV”

ДУША В ПЯТКИ — чувство страха,
сильный испуг.

ХРАБРОСТЬ — мужество и решительность в
поступках, отсутствие страха перед опасностью.

ХВАСТОВСТВО — неумеренное восхваление
своих достоинств, часто мнимых, преувеличенных.

Физ.минутка

— Пора отдохнуть.

В эфире программа «Театр + ТV».

“Театр + TV”

(Включается грамзапись:

1. Я на скрипочке играю: тили-ли — 2
раза.

Пляшут зайки на лужайке: тили-ли да
тили-ли.

2. А потом на балалайке: трень-да- рень — 2
раза

Пляшут зайки на лужайке — трень.

3. Заиграл на барабане: бум-бум-бум,
трам-там-там.

В страхе зайки разбежались по кустам — 2
раза)

Анализ сказки

“Время деловых людей”

— Мы прочитали с вами сказку.

— Как вы считаете, сколько частей в ней?

(1. Надоело бояться.

2. Всем весело.

3.Волк — тут как тут.

4.Зайца ноги носят.)

— Прочитайте 1 часть.

— Чего же боялся заяц?

— Найдите строчки в тексте, в которых
говорится о том, что ему надоело бояться.

— Как можно назвать эту часть?

— Попытайтесь найти вторую часть.

— Как можно ее озаглавить?

— Каким вам в этой части представляется
заяц?

(глупый, хвастун).

— Почему собрались все зайцы на
полянке?

— Найдите отрывок в сказке о том, как
вели себя молодые зайчата, старушки — зайчихи и
старые зайцы.

Чтение по ролям

— Вообразите, что вы — те самые
зайцы, а один из вас — заяц-хвастун. Попробуйте
прочитать диалог зайцев, передав интонацией
голоса недоумение одних и храбрость другого.

“Совершенно секретно”

— Самостоятельно прочитайте 3
часть.

Совершенно секретно.

— Какие мысли одолевали волка?

— Найдите строчки, как заяц совсем уж
расхрабрился.

— Как можно озаглавить 3 часть?

— На секунду прикройте глаза.

Представьте себе полянку в лесу.

На пеньке — заяц. Вдруг он увидел, что
рядом волк …

Словесное рисование

— Откройте глаза. Расскажите,
что вы увидели, словесно проиллюстрируйте то, что
вы вообразили. — Сейчас мы будем работать по
содержанию последней части, а в заключении вы
скажите, как можно озаглавить ее.

— Найдите в сказке выражения, которыми
можно заменить данные:

сильно испугался (Тут язык у
хвастуна …)

убежал стремительно (Заяц-хвастун
подпрыгнул …).

— Какое меткое сравнение использовал
Мамин?

Ослабел, сильно устал (Наконец
совсем обессилил …) Очень удивился тому, что
услышал

(Храбрый заяц сразу приободрился …)

Появился, как только о нем вспомнили

(Вылез из своей ямки, встряхнулся …)

Каким представляется вам заяц?

Чтение по ролям

— Вообразите и почувствуйте.

Мы в лесу. Опасность позади. Мы все с
вами зайчата.

· — Заяц -Длинные уши

…….. — автор

…….. передай голосом внутреннее
состояние, переживание зайца.

А вы — радость, что волк остался ни с
чем, восхищение храбрым зайцем.

— Как можно озаглавить эту часть?

Итог

— А вот еще одна пословица:

“СМЕЛЫЙ ПРИСТУП — ПОЛОВИНА ПОБЕДЫ”.

— Как понимаете эту пословицу?

— К кому из героев можно отнести?

-Почему?

— Можно ли так сказать по отношению к
людям?

Выставление оценок
“Звездный дождь”

— Подходит к концу наша
телевизионная программа.

В память о нашем уроке все, кто
принимал активное участие в постановке
различных передач, получают отличные отметки и
звездочку от программы “Звездный час”.

— У вас на партах- книги Д. Н.
Мамина-Сибиряка “Аленушкины сказки”.

В этом сборнике есть очень интересная
сказка “Про комара Комаровича — длинный нос и про
Мохнатого мишку — короткий хвост”. Эту сказку вы
будете читать дома. А сейчас послушайте
интересные истории из жизни комаров и медведей.
Комар-амфибия — животное земноводное. Молодость
он проводит в воде, а зрелость — в воздухе.

Самка комара откладывает яички в
каком-либо вместилище стоящей воды. Из яиц
выходит похожая на червячка личинка. Личинки
превращаются в куколок, а из них выводятся
взрослые комары. Самец-комар никогда не сосет
кровь: кормится соком растений и сладким
нектаром.

А вот самки по горло упиваются кровью,
которая затем переваривается и превращается у
каждой в 300 яичек.

Нет зверя в тайге, кроме тигра в
Приморье да большого лося-секача, который бы
медведя не боялся, и которого бы, при случае,
медведь не заломил, кyпается медведь с плеском, с
шумом. А плавает просто отлично: и на боку, и на
спине, и стоя в воде “солдатиком”. Медведица
иногда оставляет при себе самочку, которая
следит и ухаживает за малютками.

А вот какая интересная история
произошла с этими животными в сказке вы узнаете,
когда прочитаете ее дома.